Организация участия школьников в международных проектах в рамках реализации ФГОС

 

 

 

Казакова Наталья Александровна, учитель английского языка Абанской СОШ 3 п. Абан Красноярский край

 

Чтобы овладеть иностранным языком, кроме учебной работы на уроке, требуются и другие способы организации деятельности обучающегося. Так, организовать общение с носителями языка, вызвать интерес к особенностям страны изучаемого языка, создать неформальную, естественную среду общения, нешаблонные ситуации и атмосферу взаимодействия, отличные от тех, что обычно складываются на типичном уроке, позволяют международные языковые проекты. Такие проекты имеют большое образовательное значение. Во-первых, они решают социальные и личностные потребности и интересы обучающегося и учителя. Во-вторых, формируются определенные универсальные учебные действия, которые выступают для ученика основой для саморазвития, умений учиться. В-третьих, приобретается языковая, коммуникативная компетентность

 

Таким удачным опытом формирования универсальных учебных действий моих учеников стало их участие в международных языковых проектах. В нашей школе создан и шесть лет работает английский клуб «У камина». Цель деятельности клуба – создать условия для формирования коммуникативной, информационной, социальной компетентностей учащихся, развитие их творческой активности на основе практического применения английского языка учащихся.

 

В клубе находят себе занятия по душе ученики любого возраста, начиная со 2 класса. Деятельность в клубе осуществляется в четырех направлениях: внеклассные мероприятия, электронная переписка, издание газеты клуба и работа над проектами. Традиционными стали международные проекты детского портала KIDLINK: поиск столиц мира, достопримечательности мира, обмен посылками и рождественскими открытками, обмен игрушками и ряд других проектов.

 

Одним из таких проектов является проект «Landmark» (достопримечательности мира). http://www.kidlink.org/drupal/project/landmark

 

В его деятельности в нашей школе участвуют две возрастные группы : 5-7 классы и 8-11 классы. Учащийся может быть включен на протяжении нескольких лет в работу над этим проектом. Ежегодно меняются команды, задания, темы. Ученики, взрослея, переходят на другой уровень. Проект проходит в форме игры. Любая школа любой страны может к нему подключиться. Участниками проекта становятся ежегодно школы  из 15-20 стран, например, 91 команда в 2013 году, 71 команда из 18 стран  в 2014 году.  Работа в проекте происходит  поэтапно. Игра проходит на двух уровнях: Primary (элементарный) и Advanced (продвинутый).

 

На первом этапе, обычно в феврале, нужно  зарегистрировать команду и рассказать на английском языке о своей стране, школе, увлечениях. Визитные карточки  команд можно посмотреть здесь.  http://www.kidlink.org/kidspace/start.php?HoldNode=27517 Знакомство с визитками приносит много положительных эмоций, повышает мотивацию изучения языка.

 

Вот одна из этих визиток:

 

Narragansett Elementary School

 

Narragansett, RI

 

Hello!

 

We live in Narragansett, Rhode Island along the Atlantic Ocean in the United States of America. Narragansett is a small town with about 14,000 people who live here.  There are about 550 students in our Kindergarten through Fourth Grade elementary school. The name of our school is Narragansett Elementary and we are students in Mrs. Ward-Bowen’s fourth grade class. Besides reading, writing, mathematics and science, we have Origami afternoon on Fridays where we learn to fold paper into shapes and objects.  We are concerned about global warming and the environment so our class composts and recycles whenever we can.  There is an osprey nest on the light pole outside our classroom.  We decided to watch the ospreys and each of us is writing a book about what we have learned from observing them.

 

We are looking forward to playing the game Hunt for Country Capitals and wish good luck to all the teams.

 

Sincerely,

 

Mrs. Ward-Bowen’s 4th Graders

 

 

 

На втором этапе, участникам команд предстоит загадать достопримечательность мира. Это может быть памятник, мост, город, река, парк, музей…., всё что угодно. Команда из 9-10 человек делится на группы, и каждая труппа обсуждает, выбирает достопримечательность, предлагает свой вариант другим группам, приводя свои аргументы. В ходе дискуссии останавливаемся на варианте, который всех устраивает. Эта форма работы помогает формированию у учащихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.

 

Вот пример одного задания:

 

Clues from one our top teams in the Primary Group - Mrs. Lowe's year 4 in Australia:

 

1. This landmark was an internment camp during World War I.
2. Several naturally occurring salt lakes can be found at this landmark.
3. This landmark has more than 13 shipwrecks in the surrounding area.
4. More than 500,000 people visit this landmark each year.
5. This landmark is located 18 kilometres off the coast.
6. This landmark is 11 kilometres long.
7. This landmark was named in 1696.
8. You can find this landmark between 100 and 125 degrees east longitude.
9. This landmark is in the southern hemisphere.

 

Answer: Rottnest Island

 

1.Эта достопримечательность  была лагерем  для интернированных во время Второй мировой войны

 

2. Несколько естественных соленых озер можно найти здесь..
3. Эта достопримечательность  имеет более 13 кораблекрушений вблизи.
4. Более 500 000 человек посещают эту достопримечательность каждый год.
5. Эта достопримечательность  расположена в 18 километрах от побережья.
6. Эта достопримечательность  11 км. длиной.
7. Эта достопримечательность  получила название в 1696 году.
8. Вы можете найти эту достопримечательность  между 100 и 125 градусов восточной долготы.
9. Эта достопримечательность  в южном полушарии.

 

Ответ:  остров Rottnest

 

Команды нашей школы всегда предлагают задания о России. Это позволяет формировать такие личностные качества, как чувство гордости за свой народ, свою Родину, воспитывается любовь к своей стране.

 

Не называя достопримечательность, ребята составляют 9 ключей-загадок. Все ключи с отгадкой отправляем модератору, им является Терри Смит из университета Западный Иллинойс, США. Далее, еженедельно на сайте проекта выставляются по три ключа. Командам разрешается задать по одному общему вопросу, вопросу на который можно ответить только «да или нет».  Для этого в команде необходимо отработать структуру построения этого типа вопроса. Работа проводится на уроках и на заседаниях клуба: знакомимся с правилом образования этого типа вопроса. Обычно предлагается презентация, выполненная в программе Power Point и ряд индивидуальных карточек для закрепления материала. Затем проходит дальнейший этап  актуализации знаний. В форме ролевой игры дети задают общие вопросы виртуальным командам. После этого ребята записывают эти вопросы и повторяем правила оформления личного письма. Также имеем возможность общаться с некоторыми школами онлайн в Skype. После того, как вопрос был задан, спонтанно продолжается свободное общение: дети расспрашивают друг друга  о спорте, музыке, школе, увлечениях. Таким образом создаётся  реальная ситуация  необходимости использования английского языка. В ходе интерактивного общения формируется  дружелюбное и толерантное отношение к ценностям иных культур. Общение со сверстниками из других стран онлайн позволяет ученику выстроить собственную стратегию изучения иностранного языка, решить некоторые психологические трудности.

 

На заключительном этапе, участники проекта отправляют свои догадки. После проверки, модератор Терри Смит оглашает результаты.

 

При работе над проектом, развиваются все виды речевой деятельности – коммуникативные умения: вести диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями; дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний: рассуждение с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией. Совершенствуются социокультурные знания и умения: умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов. [1].

 

Работа над этим проектом невозможна без использования ИКТ. Учащиеся пользуются электронной почтой, отправляя письма с вопросами участникам проекта. Происходит дальнейшее развитие письменной речи, а именно, умения писать личное письмо. Ребята пользуются поисковыми системами при отборе нужной информации.

 

Модератор проекта Терри Смитом дал высокую  оценку школьникам на сайте Youtube, где ребята разместили свой отзыв об участии в данном проекте.

 

https://www.youtube.com/watch?v=dkJq8qvhoF0&feature=youtu.be

 

Thank you Students! Your English is superb! Do you do a lot of singing in school? I really enjoyed your song, too. You are real Landmark project veterans - 2008 to 2014.

 

А вот, что сами дети говорят об этом проекте.Антон Терлецкий считает:

 

«The game gives  us  the opportunity to practise English.It’s an interesting and challenging way of teaching. Studying English helps me to be prepared for  my future life. Landmark game offers an ideal environment for studying. it is really important to get in contact with native speakers, it helps us to improve English language»

 

А это мнение Иванюта Валерии:

 

«It was truly a pleasure working with you.

 

As for me, It was indeed a nice experience participating in this  projects.

 

It  provides a real platform for education. I enjoyed the whole event.

 

I’m sure the project Landmark Game has given us unique learning experiences and valuable knowledge that will help in our future life»

 

И ещё одно видео с отзывами ребят тьютор проекта разместил в сети.

 

http://www.schooltube.com/video/d469e6582df749a19b3e/Nadia%20and%20friends%20from%20Russia%20talk%20about%20the%20Landmark%20Project

 

Таким образом, мы видим, что решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, в данном случае, в рамках участия школьников в международных языковых проектах.

 

Библиография

 

1.                    [1].Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М., «Просвещение» 2011. с.164

 

 

 

Контакт